Совершенствование системы контроля за безопасностью продукции.


В настоящее время не существует стройной системы обеспечения и контроля качества и безопасности продовольствия, а структуры, призванные создать ее, действуют разрозненно, не получая должной поддержки на государственном и отраслевом уровнях.

Успешной реализации такой задачи призваны способствовать меры по внесению изменений в законодательство по проблемам качества и безопасности, совершенствование действующих стандартов, гармонизация их с международно признанными требованиями и обеспечение равноправных отношений с государствами - участниками Всемирной торговой организации при подготовке присоединения к ней России. Принципиальная схема организации контроля качества и безопасности продовольствия сводится к сочетанию следующих элементов:

  • контроль и методическая помощь товаропроизводителям в формировании высокого качества сельхозпродукции и сырья на этапах жизненного цикла продукции специализированной службой системы Минсельхозпрода России;
  • четкое разделение функций органов государственного контроля и надзора и определение форм и методов взаимодействия между ними;
  • развитие сети испытательных лабораторий, обеспечивающих объективность контроля, оперативный анализ результатов лабораторных испытаний и использование этих данных для внесения коррективов в соответствующие этапы технологии производства сельхозпродукции;
  • подтверждение соответствия продукции требованиям нормативных документов в форме сертификации (оценка качества и безопасности третьей стороной) или декларации о соответствии (оценка первой стороной, т.е. производителем), переход к сертификации производства и систем качества.

Для совершенствования нормативной базы в Министерстве утверждена Программа работ по отраслевой стандартизации и сертификации в агропромышленном комплексе на 1995-1998 г.г., которая затем была пролонгирована до 2000 г. Однако выполнению ее препятствует крайне скудное финансирование.

На местах ослаблена работа по формированию качества продукции в процессе ее производства, отчего особенно страдают фермерские хозяйства и другие малые, товаропроизводители. Одной из причин этого стало превратное понимание руководителями разного уровня роли и места сертификации в системе мер по обеспечению высокого качества продукции. Рассматривая сертификацию как главное средство повышения качества, они неоправданно сокращают численность специалистов, профессионально решающих именно вопросы формирования качества.

Не реализован потенциал сертификации. Все внимание сейчас сконцентрировано на обязательной сертификации по показателям безопасности. Между тем, зачастую безопасность продукции не имеет наглядного выражения и поэтому слабо влияет на выбор потребителя. В то же время потребительские достоинства, определяющие выбор покупателя, входят в сферу добровольной сертификации, развитию которой в АПК не уделяется должного внимания. Крайне медленно внедряется и сертификация производства, хотя элементы такой формы сертификации освоены на предприятиях еще при подготовке их к госприемке, при предсезонной паспортизации консервных, кондитерских, кремовых и пивобезалкогольных производств задолго до обращения к сертификации.

В работе служб, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью продовольствия на региональном уровне, наметилась неблагоприятная тенденция, когда большинство из них, не получая должного финансирования своей деятельности, ищут способы выживания за счет производителей продовольствия. Такие действия дискредитируют суть государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью продовольствия, создают дополнительные трудности субъектам хозяйственной деятельности, ведут к злоупотреблениям и не улучшают качество продукции.

Государственный контроль и надзор за качеством и безопасностью сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Российской Федерации несовершенен и требует пересмотра. Количество контролирующих качество продовольствия ведомств необходимо сократить, придав при этом функции контроля за качеством и безопасностью продовольствия Минсельхозпроду России, так как совершенствование качества, обеспечение конкурентоспособности - процесс постоянный и требует хорошо организованной системы.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: