Правовые основы метрологической деятельности


   В 1993 г. принят Закон РФ “Об обеспечении единства измерений”. До того по существу не было законодательных норм в области метрологии. Правовые нормы устанавливались постановлениями Правительства. По сравнению с положениями этих постановлений Закон установил немало нововведений - от терминологии до лицензирования метрологической деятельности в стране. Установлено четкое разделение функций государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора; пересмотрены правила калибровки, введена добровольная сертификация средств измерений и др.

   Реорганизация государственных метрологических служб, необходимость которой диктовалась переходом страны к рыночной экономике, фактически привела к значительной  степени  разрушения централизованной системы управления метрологической деятельностью и ведомственных служб.

Появление различных форм собственности послужило причиной  возникновения противоречий  между обязательностью государственных испытаний  средств измерений, их поверки, государственным надзором и возросшей степенью свободы субьектов хозяйственной деятельности. К этому  добавились и другие проблемы, связанные с необходимостью  для России интеграции в мировую экономику, вступления в ГАТТ\ВТО и т.д. Таким образом, проблема пересмотра правовых, организационных, экономических основ метрологии стала весьма актуальной.

   Метрология относится к такой сфере деятельности, в которой основные положения обязательно должны быть закреплены именно законом, принимаемым высшим законодательным органом страны.

В самом деле, юридические нормы, непосредственно направленные на защиту прав и интересов потребителей, в правовом государстве регулируются стабильными законодательными актами. В этой

связи положения по метрологии, действовавшие до введения Закона “Об обеспечении единства измерений”, применяются лишь  в части, не противоречащей ему.

   Рассмотрим основные положения Закона “Об обеспечении единства измерений”

    Цели Закона состоят в следующем:

- защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

- содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе применения государственных эталонов единиц величин и использования результатов измерений гарантированной точности, выраженных в допускаемых к применению в стране единицах;

- создание благоприятных условий для развития международных и межфирменных связей;

- регулирование отношений государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами по вопросу изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;

- адаптация российской системы измерений к мировой практике.

   Особенность Закона в отличие от зарубежных законодательных положений по метрологии заключается в том, что несмотря на основные сферы его приложения - торговля, здравоохранение, защита окружающей Среды, внешнеэкономическая деятельность - он распространяется на некоторые области производства в части калибровки средств измерений метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин. Закон предоставляет право  аккредитованным метрологическим службам юридических лиц выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали.

   За рубежом в компетенцию федеральных органов власти входит только установление основ  законодательства  об обеспечении единства измерений. В отличие от практики  зарубежных государств  с федеративным устройством в РФ  отношения, связанные  с обеспечением  единства измерений, регулируются лишь федеральными законодательными актами. Исключением из этого правового положения является  предоставление субьектам федерации в России возможности принимать нормативные  акты по некоторым вопросам государственного метрологического контроля и надзора.

   Закон “Об обеспечении единства измерений” устанавливает и законодательно закрепляет основные понятия, принимаемые для целей Закона: единство измерений, средство измерений, эталон единицы величины, государственный эталон единицы величины, нормативные документы по  обеспечению единства измерений, метрологическая служба,  метрологический контроль и надзор,  поверка и калибровка средств измерений, сертификат об утверждении  типа средств измерений, аккредитация на право  поверки  средств измерений, сертификат о калибровке. В основу определений положена  официальная терминология Международной организации законодательной  метрологии (МОЗМ). Основные статьи Закона устанавливают:

-организационную структуру государственного управления обеспечением единства измерений;

- нормативные документы по обеспечению единства измерений;

- единицы величин и государственные эталоны единиц величин;

- средства и методики измерений.

   Закон определяет Государственную метрологическую службу и другие службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц, а также виды и сферы распределения государственного метрологического контроля и надзора. Остальные статьи  Закона содержат положения по калибровке и сертификации средств измерений и устанавливают виды ответственности за нарушение закона. Закон  определяет состав и компетенцию Государственной метрологической службы, подчеркивает межотраслевой и подведомственный характер ее деятельности (например, утверждение общероссийских нормативных документов). Межотраслевой характер деятельности закрепляет  правовое положение Государственной метрологической службы, аналогичное другим межотраслевым и контрольно-надзорным органам государственного управления (Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор и др.)

   Характерной чертой правового положения Государственной метрологической службы является подчиненность по вертикали одному ведомству - Госстандарту России, в рамках которого она существует обособленно и автономно. 

   Становление рыночных отношений наложило отпечаток на статью Закона, которая определяет основы  деятельности метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц. Как отмечалось выше, в зарубежной практике  вопросы деятельности структурных подразделений метрологических служб на предприятиях (“промышленная метрология”) выведены за рамки  законодательной метрологии, а их деятельность стимулируется чисто экономическими методами. В России на сегодняшний день  признана целесообразность сохранения законодательных положений, касающихся промышленной метрологии.

   Специалисты отмечают также, что со временем утратит актуальность положение Закона о метрологических службах в государственных органах управления, поскольку уже сейчас заметны ослабление отраслевых органов управления и рост числа независимых  юридических лиц.

   Современный этап развития экономики в России вызывает  трудности в реализации некоторых положений Закона (например, касающихся поверки и аккредитации соответствующих служб на право  поверки, а также установления типа средств измерений), в связи с чем требуется дальнейшее совершенствование, актуализация, конкретизация законодательных положений. Но вместе  с тем по крайней мере три причины требовали законодательного закрепления Российской системы  измерений:

 - использование неверных приборов или методик выполнения измерений ведет к нарушению технологических процессов, потерям энергетических ресурсов, аварийным ситуациям, браку и др.;

- значительные затраты на получение достоверных результатов измерений.

   В странах с развитой экономикой на измерения расходуется почти 6% ВНП;

- децентрализация управления экономикой вызывает необходимость структурных измерений в метрологии.

   Закон служит базой для создания в России новой системы измерений, которая может взаимодействовать с национальными системами измерений зарубежных стран. Это прежде всего необходимо для взаимного признания результатов испытаний и сертификации, а также  для использования мирового опыта и тенденций в современной метрологии. Некоторые из них учтены в Законе. Так, заменены устаревшие понятия и термины, трансформирована система  поверки средств измерений: вместо  государственной и ведомственной поверки, а также  аккредитованными службами юридических лиц  введена единая поверка средств измерений.

Требования к аккредитованным метрологическим службам и порядок их аккредитации в максимальной степени приближены к новым условиям и одновременно - к обеспечению в этих условиях единства измерений.

   В тех сферах, которые не контролируются государственными органами, создается Российская система калибровки, также направленная на обеспечение единства измерений.

Особо следует отметить введение института лицензирования метрологической деятельности, что связывается с защитой прав потребителей. Положение о лицензировании охватывает сферы, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору. Право выдачи лицензии предоставлено исключительно органам Государственной метрологической службы.

В области государственного метрологического надзора введены новые виды надзора: надзор за количеством товаров, отчуждаемых при торговых операциях, а также за количеством товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже, что практикуется и в зарубежных странах. Основные цели внедрения этого нового для нашей страны надзора направлены на гарантированное соответствие применяемых в торговле средств измерений предъявляемым к ним требованиям, а в таких условиях нарушение метрологических норм может быть следствием лишь некомпетентности либо злоупотреблений персонала.

   Нововведением является также расширение сферы распространения государственного метрологического надзора на банковские, почтовые, налоговые, таможенные операции, а также  на обязательную сертификацию продукции и услуг.

   Закон вводит добровольную Систему сертификации средств измерений на соответствие метрологическим нормам и правилам, а также  требованиям Российской  системы калибровки средств измерений. Стимулом к этому  послужили не только проблемы сохранения единства измерений в сферах, не подлежащих  государственному метрологическому контролю, но и необходимость повышения качества и эффективности деятельности по созданию парка измерительных средств и защита интересов пользователей средств измерений.

   Испытательная база сертификации в данной сфере практически существует, так как в России имеется как  разветвленная сеть испытательных подразделений на базе организаций Госстандарта РФ, так и богатый опыт по проведению  испытаний измерительной техники. Система добровольной сертификации средств измерений зарегистрирована Госстандартом  в Государственном реестре. Все нормативные документы, используемые в системе, гармонизованы с международными правилами  и нормами.

   Наконец, Закон “Об обеспечении единства измерений” укрепляет правовую базу для международного сотрудничества в области метрологии, принципами которого являются:

- поддержка приоритетов международных договорных обязательств;

- содействие процессам присоединения России к ГАТТ\ВТО;

- сохранение авторитета российской метрологической школы в международных организациях;

- создание условий для взаимного признания результатов испытаний, поверок и калибровок в целях устранения технических барьеров в двусторонних и многосторонних внешнеэкономических отношениях.

   Во исполнение принятого Закона Правительство РФ в 1994 г. утвердило ряд документов: “Положение о государственных научно-метрологических центрах”, “Порядок  утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц”, “Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений”, “Положение о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации”.

   Эти документы вместе с указанным Законом являются основными правовыми актами по метрологии в России. Но следует иметь в виду, что метрологические службы федеральных органов управления не относятся к Государственной метрологической службе, так как их деятельность ограничивается одной отраслью (одним ведомством), а сами органы являются объектами государственного метрологического контроля и надзора.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: