Виды стандартов


Понятие «вид стандарта» определяет содержание стандарта в зависимости от его назначения.

Работа по стандартизации проводится с целью решения различных задач. Так, если в результате стандартизации необходимо ликвидировать излишнее многообразие продукции, то следует стандартизовать типы и типоразмеры продукции. Для обеспечения требуемого качества изделий необходима стандартизация технический требований к изделию, к методам контроля и приемки и правилам эксплуатации. Следовательно, в зависимости от решаемой задачи охват стандартизацией показателей объекта может быть различным, в связи с чем изменяется содержание стандарта. В зависимости от специфики и объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают следующие виды стандартов:

стандарты основополагающие;

стандарты на продукцию, услуги;

стандарты на процессы;

стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охраны окружающей среды, безопасности продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья людей и имущества и других общетехнических требований.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).

Стандарты на процессы устанавливают основные требования к методам (способам, приемам,  режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, режимы и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: