Боковой зазор и его влияние на работоспособность передачи. Виды сопряжений зубчатых колес, определяемые величиной гарантированного бокового зазора. Обозначение степеней точности зубчатых передач на чертежах.


Реальная передача, в отличие от идеальной, является однопрофильной, то есть контакт зубьев передачи происходит по одной боковой поверхности, а по другой боковой поверхности зуба предусмотрен зазор.

Этот зазор необходим для компенсации:

1) силовых деформаций зубьев;

2) температурных деформаций зубьев;

3) погрешности изготовления зубчатых колес;

4) погрешности сборки зубчатых передач;

5) для размещения смазки.

Стандартом предусмотрен наименьший гарантированный боковой зазор jnmin, которым является наименьший предписанный боковой зазор, не зависящий от степени точности колес и передачи (рис)

Независимо от степени точности изготовления колес передачи, предусмотрено шесть видов сопряжений: A, B, C, D, E, H, определяющих различные значения jnmin.

A - увеличенный боковой зазор (3-12 степени точности);

B - нормальный боковой зазор (3-11 степени точности);

C - уменьшенный боковой зазор (3-9 степени точности);

D - уменьшенный боковой зазор (3-8 степени точности);

E - малый боковой зазор (3-7 степени точности);

H - нулевой боковой зазор (3-7 степени точности);

На боковой зазор установлен допуск Tjn, определяемый разностью между наибольшими и наименьшими зазорами. Установлено восемь видов допуска Tjn на боковой зазор: a, b, c, d, h, x, y, z (рис. 5).


Предыдущие материалы: Следующие материалы: