Поможем написать любую работу на аналогичную тему
-
Реферат
Правовые основы сертификации в РФ. Закон “О защите прав потребителей” и сертификация
От 250 руб
-
Контрольная работа
Правовые основы сертификации в РФ. Закон “О защите прав потребителей” и сертификация
От 250 руб
-
Курсовая работа
Правовые основы сертификации в РФ. Закон “О защите прав потребителей” и сертификация
От 700 руб
На основании отдельных статей закона Правительство РФ утверждает разного рода подзаконные акты, правила по договорам купли-продажи, по продаже отдельных видов товаров, выполнению отдельных видов товаров, выполнению отдельных видов работ и т.д.
В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Закон “ О защите прав потребителей” предусматривает сертификацию. Обязательная сертификация введена в России именно этим Законом. Сертификация подтверждает соответствие качества товара обязательным требованиям государственных стандартов.
На основании ст.5 Закона обязательной сертификации подлежат:
· товары ( работы, услуги), на которые в законодательных актах, государственных стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей Среды, а также на предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;
· средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей.
Партия товара, реализуемого через розничную торговую сеть, или каждая единица товара должны сопровождаться сертификатом соответствия, который продавец обязан предъявить покупателю по его требованию.
Реализация товаров ( в том числе импортных), выполнение работ и оказание услуг без сертификата соответствия, подтверждающего их соответствие обязательным требованиям стандартов по безопасности, Законом запрещена. Товары могут сопровождаться сертификатом, выданным национальными органами по сертификации, а также зарубежными сертификатами, признаваемыми в России.
На товарах, прошедших сертификацию и удостоверенных сертификатом ( или на сопроводительной документации, на таре или упаковке), должен быть знак соответствия, установленный государственным стандартом. Ответственность на наличие сертификата и знака соответствия несет продавец ( изготовитель).
Закон предусматривает систему мер, предотвращающих поступление в продажу товаров, в отношении которых известны факты причинения вреда человеку и окружающей среде, несмотря на соблюдение потребителем правил пользования, хранения и транспортировки. При поступлении сигналов от обществ по защите прав потребителей, государственных и общественных организаций, судебных органов Закон обязывает изготовителя приостановить производство (реализацию) товаров, работ, услуг и устранить причины, вызывающие несоответствие. Закон определяет и другие меры.
Чтобы иметь возможность защитить свои права в случае их нарушения, потребитель обязательно должен располагать информацией об изготовителе, поэтому Закон “ О защите прав потребителей” предусматривает право потребителя на информацию о предприятии - изготовителе товара, продавце товара, а также предпринимателе, который производит и продает товар.
Некоторые сведения об изготовителе потребитель может почерпнуть из торговых марок, товарных знаков.
Как отмечалось выше, информация, которую дает о себе и своем товаре изготовитель, содержащаяся в заявлении-декларации, на этикетках и пр., не указывает на то, что изделие сертифицировано третьей страной.
Товарные знаки крупнейших фирм всегда обеспечивают доверие покупателей к их продукции, основанное не на наличии сертификата соответствия, а на высоком и стабильном качестве, которое гарантируется высокоэффективными системами управления качеством продукции на предприятиях этих фирм. Товарные знаки, будучи интеллектуальной собственностью, защищены законодательными положениями и не могут быть использованы другими изготовителями продукции.
Однако общеизвестно, что практически на любых товарных рынках покупатель сталкивается с подделками самых разных видов товаров. Выявлено пять основных способов подделки известных товарных марок:
· открытый подлог ( фальшивка) , т.е. подделка внешней формы и торговой марки. Особенно часто этот способ мошенничества встречается в торговле пластинками, аудио- и видеокассетами, компакт-дисками;
· “рабское” копирование: разборка изделия и его полное копирование, причем объем продаж таких товаров порой превосходит продажи оригиналов. Этот способ особенно характерен для станков и другого оборудования, электротехнической и электронной продукции;
· имитация - продажа под маркой известного изготовителя. Особенно характерна такая подделка для товаров широкого потребления (швейные изделия, часы и т.п.). Цена таких товаров, как правило, более низкая, чем у истинных товаров (оригиналов), что обычно привлекает покупателя, главным образом малоискушенного либо наживающего на слабостях других. Так, имитацию часов Сartier-Fake Cartier можно купить за 5-10 долл., а продать за 40-50 долл., в то время как цена оригинала примерно 700 долл. Часто имитируются джинсы ( известна история с поддельными джинсами, продаваемыми в Москве под маркой “Levi Strauss”);
· опережение: копирование товара с небольшими изменениями, в том числе и в написании и звучании торговой марки. Причем и то и другое бывает весьма близким к оригиналу. Например, компьютеры “ Pineapple” ( подделка под “ Apple”), кофе “Nesskaffe” (оригинал Nescafe), “ Pavasonic” ( оригинал Panasonic ) и многое другое. В России появилась минеральная вода “ Бонжоми” ( оригинал “ Боржоми”);
· нарушение принципов продажи: несоблюдение законодательства о регистрации товарных знаков.
Подделки наносят урон как покупателю, так и изготовителю. Изготовитель теряет определенную долю рынка, а нередко и свой авторитет и доверие потребителей. В зарубежной практике сложились обыкновения, которые сводятся к тому, что меры должны принимать те компании, чья продукция подделывается. Так, в Великобритании создан Союз по борьбе с пиратством, который финансируется 38 крупнейшими компаниями; подобные общества действуют в США, во Франции. ЕС совместно с США действуют через ГААТ/ВТО. Если возникает подозрение или товары явно фальшивые, применяется определенная процедура, в результате которой подобные товары в 10-дневный срок убираются с рынка, а их “автор” вряд ли появится на этом рынке вновь.
Для покупателя затруднения в выборе могут быть связаны еще и с тем, что “ пострадавшие” фирмы иногда в качестве мер “ борьбы” выбирают сотрудничество и компромисс. Они переводят отношения с нарушителем на конструктивные рельсы (если его товар по качеству не уступает оригиналу или когда свое положение не совсем устойчивое).
Эти примеры еще раз подчеркивают важную роль сертификации соответствия в защите прав потребителей. Потребитель должен знать свои прав и пользоваться ими. Известно, что в ряде случаев подделки представляют опасность для жизни и здоровья, а в их производстве нередко просматривается организованная преступность. Вот почему сертификат соответствия, который вправе потребовать от изготовителя и продавца покупатель, Законом “ О защите прав потребителя” рассматривается как гарантия права на безопасность потребляемых товаров. Безопасность изделий, процессов, услуг, определяемая Законом как основной аспект сертификации, характеризуется конкретными параметрами и требованиями к ним.
Полномочия государственных органов управления по установлению этих требований и контролю за их соблюдением определяется в ст. 40 Закона “ О защите прав потребителей”. Основные государственные органы, ответственные за обеспечение безопасности товаров ( работ, услуг) - это Госстандарт РФ, Госсанэпиднадзор, Госкомэкология РФ, Министерство природных ресурсов РФ и другие органы государственного управления в пределах своей компетенции. Согласно данному Закону они устанавливают обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за их соблюдением; направляют предписания об устранении нарушений требований по безопасности, о снятии с производства, прекращении реализации, отзыве таких товаров от потребителей и информировании потребителей; предъявляют иски в суды к изготовителям в случае нарушения ими требований по безопасности.
Национальным органом по сертификации товаров выступает Госстандарт РФ и на него же Законом возложена координация деятельности органов государственного управления, осуществляющих контроль за безопасностью товаров.
В области сертификации Законом определены следующие обязанности Госстандарта РФ:
· определение порядка сертификации и номенклатура товаров ( работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации.
· аккредитация органов по сертификации контрольных видов товаров ( работ, услуг) и испытательных лабораторий ( центров), а также предоставление права проведения аккредитации другими юридическим лицам;
· осуществление контроля за правильностью проведения сертификации;
· ведение Государственного реестра сертифицированных товаров, аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий;
· принятие решений о признании сертификатов, выданных зарубежными и международными организациями;
· представление России во взаимоотношениях с зарубежными странами и в международных организациях по вопросам сертификации.
Ст.41 Закона устанавливает основания для применения санкций государственными органами, осуществляющими контроль за безопасностью товаров для потребителей. За нарушения правил сертификации органами по сертификации, испытательными лабораториями ( центрами) установлен штраф в размере двукратной стоимости работ по сертификации. Если же товары реализуются с нарушением правил по сертификации, то штрафом облагаются изготовители (продавцы) в размере стоимости реализованных товаров. Ответственность за подобные нарушения несут также и руководители предприятий-изготовителей и органов по сертификации.
В более широком аспекте правовые основы сертификации обеспечивает Закон РФ “ О сертификации продукции и услуг”.