Поможем написать любую работу на аналогичную тему
• Государственная метрологическая служба (ГМС).
• Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ) - сеть организаций, несущих ответственность за воспроизведение и хранение единиц времени и частоты и передачу их размеров, а также за обеспечение потребителей в народном хозяйстве информацией о точном времени, за выполнение измерений времени и частоты в установленных единицах и шкалах.
• Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) сеть организаций, несущих ответственность за создание и внедрение стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов с целью обеспечения единства измерений.
• Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД) - сеть организаций, несущих ответственность за получение и информационное обеспечение заинтересованных лиц данными о физических константах и свойствах веществ и материалов, основанных на исследованиях и высокочастотных измерениях.
Основные задачи Госстандарта России в области метрологии:
• реализация государственной политики в сфере СМ, установления и использования стандартов, эталонов и единиц величин и исчисления времени;
• осуществление мер по защите прав потребителей и интересов государства в области контроля за соблюдением требований безопасности товаров (работ, услуг);
• обеспечение функционирования и развития систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, аккредитации и научно-технической информации в этих областях, а также их гармонизация с международными и национальными системами зарубежных стран;
• организация и проведение государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации за сертифицированной продукцией, а также государственного метрологическогоконтроля и надзора;
• формирование совместно с федеральными органами исполнительной власти федеральных информационных ресурсов и инфраструктуры СМ, аккредитации, качества и классификации технико-экономической информации.
Для решения этих задач Госстандарт России:
1. Разрабатывает предложения по приоритетным направлениям развития работ по СМ, их научному, правовому, организационно-техническому, методическому, финансовому и информационному обеспечению, а также по преодолению технических барьеров во внешней торговле.
2. Принимает участие в разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, федеральных целевых программ по СМ; выступает государственным заказчиком этиx программ, участвует в формировании и реализации иных федеральных и межгосударственных целевых программ в части их нормативного обеспечения качества и метрологического обеспечения.
3. Рассматривает, оценивает и подготавливает заключения по проектам федеральных целевых программ.
4. Разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство России проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам СМ, дает по ним заключения.
5. Организует выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в закрепленных областях деятельности, а также устанавливает правила проведения работ по СМ и аккредитации, государственному контролю и надзору в подведомственных областях, осуществляет методическое руководство этими работами.
6. Организует проведение работ по межведомственной унификации продукции, методов контроля, испытаний и испытательного оборудования.
7. Формирует технические комитеты по стандартизации для разработки стандартов, осуществляет методическое руководство и координацию их деятельности. Принимает и вводит в действие государственные стандарты Российской Федерации и общероссийские классификаторы, проводит экспертизу проектов государственных стандартов и других нормативных документов в области СМ и аккредитации на соответствие федеральному законодательству.
8. Устанавливает общетехнические нормы и правила, обеспечивающие техническую и информационную совместимость при разработке, эксплуатации и использовании продукции, а также совместимость требований на общепромышленную продукцию с нуждами обороны страны.
9. Устанавливает правила применения в Российской Федерации международных стандартов, национальных стандартов, правил, норм и рекомендаций по СМ, аккредитации и качеству зарубежных стран. Осуществляет государственную регистрацию нормативных документов по СМ и аккредитации.
10. Устанавливает правила создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц физических величин, а также утверждает их государственные эталоны и обеспечивает хранение последних. Развивает государственную эталонную базу, вносит в Правительство России предложения по утверждению единиц величин, допускаемых к применению в стране.
11. Утверждает перечни групп СИ, подлежащих поверке; принимает решение об отнесении технического устройства к СИ; устанавливает правила представления СИ на поверку и испытания, а также интервалы между поверками; проводит поверку и испытания, утверждает типы СИ; ведет Государственный реестр средств измерений, допущенных к применению на территории Российской Федерации, осуществляет публикацию официальной информации об утверждении типа СИ. Также устанавливает правила выполнения поверочных и калибровочных работ, аккредитации метрологических служб юридических лиц на право выполнения этих работ и выдачу сертификатов утверждения типа средств измерений, калибровки или нанесения калибровочного знака.
12. Осуществляет содействие в организации работ по стандартизации продукции и услуг, по разработке систем качества, а также содействию в проведении работ по обеспечению единства измерений, унификации изделий.
13. Готовит предложения о присоединении к международным системам стандартизации и обеспечения единства измерений.
14. Участвует в работе международных организаций, комиссий, занимающихся вопросами СМ, аккредитации и качества; сотрудничает с зарубежными национальными органами по СМ, аккредитации и качеству; в качестве национального органа Российской Федерации осуществляет членство в международных организациях и координирует работу федеральных органов исполнительной власти по проведению согласованной политики в этих организациях.
15. Устанавливает порядок осуществления государственного надзора за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственного метрологического контроля и надзора, а также организует проведение указанного контроля и надзора.
16. Создает и ведет федеральный фонд государственных стандартов и общероссийских классификаторов, международных стандартов и национальных стандартов зарубежных стран, правил, норм и рекомендаций по СМ. Обеспечивает создание, актуализацию и использование баз данных нормативных документов, общероссийских классификаторов, научно-технической терминологии, каталогизации продукции и информации в области СМ, аккредитации, государственного контроля и надзора.
17. Осуществляет официальное опубликование и распространение государственных стандартов Российской Федерации, стандартных справочных данных о составе и свойствах веществ и материалов, нормативных документов по СМ, аккредитации, а так же указателей стандартов, перечней допущенных к применению средств измерений, стандартов и рекомендаций международных организаций, национальных стандартов зарубежных стран, используемых в стране в соответствии с международными договорами.
18. Определяет порядок лицензирования деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.
19. Устанавливает порядок маркирования знаком соответствия государственным стандартам продукции и услуг, а также порядок выдачи лицензий на деятельность по маркированию этим знаком продукции и услуг; ведет Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам.
Выполняет функции федерального ведомственного органа управления образованием по вопросам СМ и аккредитации; осуществляет методическое руководство обучением в этих областях, определяет требования к уровню квалификации и компетентности персонала. Организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов по вопросам СМ, аккредитации, систем качества, испытаний, государственного контроля и надзора.
Порядок проведения сертификации в России установлен Постановлением Госстандарта РФ в 1994 г. по отношению к обязательной сертификации (в том числе и импортируемой продукции), но может применяться и при добровольной сертификации. Для систем сертификации однородной продукции с учетом ее особенностей допускается разработка соответствующего порядка.
Порядок разъясняет, какие характеристики продукции проверяются, по каким критериям выбираются схемы сертификации, каким требованиям должны отвечать нормативные документы на сертифицируемую продукцию, в какой последовательности осуществляются соответствующие процедуры сертификации и в чем их сущность.
Общие принципы порядка сертификации соответствуют Руководствам ИСО/МЭК по данному вопросу.
Как уже отмечено выше, организуют сертификацию Госстандарт РФ и федеральные органы, на которые возложена ответственность за обязательную сертификацию. Непосредственную работу по сертификации ведут аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории. В России действуют около 820 органов по сертификации и примерно 1957 лабораторий.
Характеристики товара, которые проверяются при сертификации, выбираются с учетом следующих основных критериев:
- они должны позволить идентифицировать продукцию (проверять принадлежность к группе классификатора, ее происхождение, принадлежность к определенной производственной партии и т.п.). Немаловажно при этом установить соответствие продукции приложенной технической документации;
- отбираемые характеристики должны полно и достоверно подтвердить нормы безопасности, экологичности, установленные в нормативных документах на эту продукцию;
- могут потребоваться и такие характеристики, которые отражают другие требования, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами. Совокупность других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции.
При выборе схемы сертификации учитываются особенности производства, испытаний, поставки и применения конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, необходимые затраты заявителя. Определяется схема обязательной сертификации Госстандартом РФ и другими федеральный органами, на которые возложено руководство сертификацией. Схему добровольной сертификации выбирает заявитель и предлагает ее органу по сертификации.
Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации.
а) Подача заявки на сертификацию. Заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации, а при его отсутствии — в Госстандарт РФ или другой федеральный орган управления. Орган по сертификации рассматривает заявку в установленный порядком сертификации однородной продукции срок (в среднем один месяц) и сообщает заявителю решение, которое в числе различных сведений, необходимых заявителю, указывает, какие органы и испытательные лаборатории может выбрать заявитель.
б) Отбор, идентификация образцов и их испытания. Образцы для испытаний отбирает, как правило, испытательная лаборатория или другая организация по ее поручению. В отдельных случаях этим занимается орган по сертификации. Образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока, предусмотренного правилами системы сертификации конкретной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации, их хранение соответствует сроку действия сертификата.
в) Оценка производства. В зависимости от выбранной схемы сертификации проводятся анализ состояния производства, сертификация производства либо сертификация системы управления качеством. Метод оценки производства указывается в сертификате соответствия продукции.
г) Выдача сертификата соответствия. Протоколы испытаний, результаты оценки производства, другие документы о соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, подвергаются анализу для окончательного заключения о соответствии продукции заданным требованиям.
По результатам оценки составляется заключение эксперта. Это главный документ, на основании которого орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия. При положительном решении оформляется сертификат, в котором указаны основания для его выдачи и регистрационный номер, без которого сертификат недействителен.
Если заключение эксперта отрицательное, орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе с указанием причин.
Сертификат на такие виды продукции, на которые распространяются особые требования в области безопасности (например, санитарные, ветеринарные и т.п.), выдается только при наличии гигиенического, ветеринарного, фитосанитарного и других специальных сертификатов, доказывающих их безвредность и другие специфические качества. Средства измерений до получения сертификата соответствия должны пройти государственный метрологический контроль и поверку. Эти положения относятся как к отечественной, так и импортируемой продукции.
Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации, но не более трех лет.
Информация о том, что продукт сертифицирован, содержится в технической (техпаспорт, этикетка и пр.) и в товаросопроводительной документации;
д) Применение знака соответствия. Изготовитель получает право маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия, получив лицензию от органа по сертификации. Обычно в каждой системе принят свой знак.
е) Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится, если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия (не реже одного раза в год). Форма контроля — периодические и внеплановые проверки с испытанием образцов для доказательства того, что производимая продукция продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным сертификацией.
Степень сложности и строгости инспекционного контроля зависит от уровня потенциальной опасности продукции, стабильности производства, объема выпуска, наличия системы обеспечения качества и других факторов.
Внеплановые проверки назначаются органом по сертификации в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций и контролирующих органов.
Результаты инспекционного контроля оформляются актом, который хранится в органе по сертификации. Этот орган имеет право по результатам контроля приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия. Приостановление действия сертификата и знака возможно в таких ситуациях, когда изготовитель продукции, по согласованию с органом по сертификации, может принять корректирующие меры и снова представить образец продукции на подтверждение его соответствия, если это возможно без повторных испытаний. В противном случае действие сертификата и лицензии отменяется.
ж) Корректирующие мероприятия назначаются в случаях нарушения соответствия продукции установленным требованиям и правил применения знака соответствия.
Мероприятия назначает орган по сертификации, который приостанавливает действие сертификата и лицензии на использование знака соответствия, о чем информируются заинтересованные участники сертификации. Далее орган устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий и контролирует их проведение изготовителем. Изготовитель в такой ситуации обязан уведомить потребителей и все заинтересованные организации об опасности пользования продукцией. Если корректирующие мероприятия привели к положительным результатам, орган по сертификации обязует изготовителя применять другую маркировку изделия, о чем информируются участники сертификации. При невыполнении или неэффективности корректирующих мер сертификат и лицензия на знак соответствия аннулируются.
Предыдущие материалы: | Следующие материалы: |